месяц |
срок |
Тематическая неделя |
сентябрь |
3-14 |
«День Знаний» |
|
17-21 |
«Международный день мира» |
|
24-28 |
«День дошкольного работника» |
октябрь |
1-5 |
«Спасибо вам бабушки и дедушки» |
|
8-19 |
«Осенняя пора» |
|
22-31 |
«Международный день анимации» |
ноябрь |
1-9 |
«День народного единства» |
|
12-16 |
«Международный день толерантности» «Дружат девочки и мальчики» |
|
19-23 |
«Всемирный день приветствий» |
|
26-30 |
«Театр и дети» |
декабрь |
3-14 |
«День заказов подарков Деду Морозу» |
|
17-31 |
«Новогодняя ёлка» |
январь |
14-18 |
«Святочная неделя» |
|
21-31 |
«День Спасибо» |
февраль |
1-15 |
«День доброты» |
|
18-28 |
«День защитников Отечества» |
март |
1-15 |
«Во имя женщин на земле» |
|
18-29 |
«Книжкины именины» |
апрель |
1-5 |
«Неделя шуток» |
|
8-12 |
«День космонавтики» |
|
15-19 |
«Пасха» |
|
22-30 |
«День земли» |
май |
1-10 |
«День Победы" |
|
13-17 |
«Моя семья» |
|
20-31 |
«Во саду ли в огороде» |
Циклограмма
Название праздника (события) |
Краткая информационная справка
|
Рекомендуемое время проведения праздника (события)
|
Форма проведения праздника |
Подготовка к празднику |
День знаний
|
1 сентября – праздник начала нового учебного года. Официально был учрежден 1 сентября 1984 года. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки. День знаний – самый долгожданный праздник для тех, кто впервые переступит школьный порог. С особой торжественностью встречают в школах первоклассников
|
1 сентября
|
- экскурсия в школу; - участие в празднике «первого звонка в школе» (в т.ч. выступление на торжественной линейке, вручение подарков, презентация подарка в виде коллективной работы) |
Формирование первичных представлений и положительного отношения к процессу обучения в школе (предметам, урокам, оценкам, школьным принадлежностям, распорядку дня школьника, новой роли ученика и др.), труду учителя: 5-7 лет - сюжетно-ролевые игры («Школа», «Магазин» (покупка школьных принадлежностей), «1 сентября»); - беседы по теме праздника; - экскурсия в школу «Как школа готовится к приему первоклассников»; - придумывание для первоклассников физкультминуток, мини-гимнастики для глаз, подвижных игр на перемене; - чтение художественной литературы по теме праздника; - знакомство со школьными принадлежностями и способами их использования; - отгадывание и составление загадок о школьных принадлежностях; - разучивание стихов о школе, учителе, первоклассниках; - рассказы из опыта детей «Как мой старший брат (сестра, друг) собирался идти в школу»; - слушание и исполнение песен, разучивание танцев («Школьная полька») школьной тематики; - мастерская (изготовление подарков первоклассникам с содержанием, привлекательным для девочек и мальчиков; атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника); - создание коллекций (школьных принадлежностей); - проектная деятельность (создание и презентация плакатов, основы для расписания уроков класса, памятки по организации здорового образа жизни; выкладывание из мелких предметов праздничного букета, здания школы). |
День мира |
25 лет назад ООН провозгласила Международный день мира как день всеобщего прекращения воин и отказа от насилия. Он призван заставить людей не только задуматься о мире, но сделать что-нибудь для него. ООН празднование Дня мира для привлечения внимания к своей разносторонней работе в поддержку мира и для того, чтобы побудить отдельных людей, группы и общины на всей планете к осмыслению проблем мира и обмену информацией и практическим опытом по его достижению. Для некоторых из нас – это повседневная реальность. На наших улицах спокойно, наши дети ходят в школу. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться. Однако для многих людей в современном мире этот дар – не более чем сказочная мечта. Они живут в атмосфере нестабильности и страха. Для них – то в основном и существует этот день. |
3-я неделя сентября |
конкурс плакатов «Дружат дети на планете»; - составление фотоальбома группы «Наши дружные ребята»; - досуг «Дружба верная…» (по мотивам художественных и музыкальных произведений).
|
Формирование первичных ценностных представлений о дружеских взаимоотношениях между людьми, умения устанавливать положительные взаимоотношения со сверстниками: 3-5 лет - наблюдения и ситуативные разговоры с детьми по теме праздника; - слушание и исполнение песен о друзьях и дружбе, танцев соответствующей тематики; - чтение художественной литературы по теме праздника; - разговоры и беседы с детьми (о сказочных литературных героях-друзьях, способах выражения дружбы, дружеских поступках героев и др.); - воспроизведение диалогов литературных и сказочных героев; - рассказы из личного опыта по теме; - рассматривание иллюстраций, репродукций по теме; - мастерская (изобразительная (продуктивная) деятельность по теме праздника); 5-7 лет - разговоры, беседы, педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций, ситуаций морального выбора на темы: друзья, дружеские поступки, причины и последствия поступков, формы и способы выражения положительного отношения к друзьям (забота, помощь, комплимент, подарок, совместная радость, сочувствие), животные – друзья человека и др.; - мастерская (изготовление коллажа или панно на тему «Друг помогает в беде», портретов друзей); - рассказы детей о друзьях по портрету (рисунку, фотографии) «Мой лучший друг», из личного опыта «Как я помог другу (друг - мне)»; - игры-драматизации по теме праздника; - творческое рассказывание «С кем из литературных или сказочных героев я хотел бы дружить»; - словесные дидактические игры «Слова дружбы». |
День воспитателя и всех дошкольных работников
|
27 сентября - новый общенациональный праздник «День воспитателя и всех дошкольных работников». |
4-я неделя сентября
|
- день открытых дверей; - выставка рисунков («Моя любимая воспитательница». «Мой любимый детский сад», и др.); - завершение конструирования здания детского сада. |
Формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму: 3-5 лет - сюжетно-ролевая игра «Детский сад»; - рассматривание помещений групповой комнаты (какие есть уголки, что в них можно делать, кто их организовал и т.д.), групповых фотографий (узнавание детей, педагогов); - наблюдения за трудом младшего воспитателя (накрывает на стол, моет посуду и др.), отдельными сторонами труда воспитателя (например, подготовка к прогулке); - «обзорная» экскурсия по детскому саду; - чтение художественной литературы по теме; - разучивание стихотворений по теме; - ситуативные разговоры и беседы по теме; - слушание и исполнение песен «про детский сад»; - мастерская (обсуждение, выбор и изготовление вместе с родителями детей «подарков» для сотрудников детского сада - поздравительных открыток, закладок, лепка бус с последующей росписью; создание коллективных работ - панно «Ладошки нашей группы»); - развивающие игры «Профессии», «Что нужно повару» и др.; - организация посильной помощи воспитателю и младшему воспитателю; 5-7 лет - педагогические ситуации, решение ситуаций морального выбора; - проектная деятельность (конструирование здания или создание макета детского сада; выкладывание здания детского сада из мелких предметов); - музыкальные импровизации на темы детского сада; - наблюдения за трудом работников детского сада; - тематические экскурсии по детскому саду (на пищеблок, в медицинский кабинет, прачечную, спортивный зал и др.); - мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность на тему «Мой любимый детский сад»; создание коллективных работ «Букет красивых цветов для наших педагогов» – рисование или аппликация цветка с последующим объединением в общий букет, «Наша группа» - «портреты» детей и педагогов объединяются в групповой портрет; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»); - игры-имитации на определение профессии «Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем», разыгрывание этюдов на передачу эмоционального состояния людей разных профессий посредством позы, действий, мимики; - отгадывание и сочинение загадок о профессиях людей, работающих в детском саду. |
Международный день музыки |
Международный день музыки учрежден 1 октября 1975 года по решению ЮНЕСКО. Одним из инициаторов учреждения Международного дня музыки является композитор Дмитрий Шостакович. Праздник отмечается ежегодно во всем мире большими концертными программами, с участием лучших артистов и художественных коллективов. В этот день звучат сочинения, вошедшие в сокровищницу мировой культуры.
|
1-ая неделя октября
|
- конкурс «Серебристый голосок»; - музыкальная викторина; - экскурсия в филармонию. |
Приобщение и формирование положительного отношения к музыкальному искусству: 5-7 лет - слушание музыки разных жанров и направлений; - беседы по теме праздника (о композиторах, различных музыкальных жанрах и направлениях, из истории музыкального искусства, знакомство с музыкальными инструментами); - «рисование» музыки (передача средствами изобразительной деятельности характера музыки, настроения человека, слушающего музыку); - разучивание танцев разных ритмов; - музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением; - придумывание движений под музыку. |
Всемир ный день животных |
Решение отмечать Всемирный день животных было принято 4 октября на Международном конгрессе сторонников движения в защиту природы, проходившем во Флоренции в 1931 году. Общества защиты животных многих стран мира заявили о своей готовности ежегодно организовывать разнообразные массовые мероприятия. В России эта дата отмечается с 2000 г. по инициативе Международного фонда защиты животных. День животных установлен с целью повышения осознания общественностью необходимости защиты окружающей среды, повышения активности в защите животных. Россия прочно удерживает второе после США место в мире по численности домашних животных. В каждой третьей российской семье живут «братья меньшие». |
2-ая неделя октября
|
- экскурсия в зоопарк; - выставка (конкурс) рисунков (фотографий); домашних животных; - викторина «В мире животных»; - завершение конструирования зоопарка.
|
Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека: 3-5 лет - сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»; - подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; - чтение художественной литературы по теме праздника; - разучивание стихов о животных; - игры-драматизации сказок о животных; - рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы); - беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты животных; - развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; - наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними); 5-7 лет - сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием персонажей-животных; - двигательные импровизации «Угадай животное»; - проектная деятельность (составление и памятки о внимательном и бережном отношении человека к животным; изготовление дорожных знаков, предупреждающих появление домашних и диких животных на дороге, «Дикие животные», «Перегон скота»; конструирование или создание макета зоопарка; создание плаката в защиту животных; создание и презентация детской энциклопедии о животных; выкладывание из мелких предметов какого-либо животного); - мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме праздника); - создание коллекции («Животные России», «Животные нашего края», «Красная книга мира (России, нашего края)»); - организация фотовыставки домашних животных, выставки произведений книжной графики «Художники анималисты – детям» (Е.Чарушин, В.Ватагин, В.Чижиков и др.); - разучивание музыкально-танцевальной композиции «В мире животных»; - чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме праздника; - педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора по теме (животное попало в капкан; у него перебита лапа; что будет с человеком, если не станет животных и др.); - отгадывание и составление загадок по теме; - организация трудовой деятельности (уход за живыми объектами в уголке природы) - рассказы о домашних животных (из личного опыта), творческое рассказывание («Животное, о котором мечтаю») |
Международный день анимации (мультфильмов) |
28 октября 1892 года в Париже кудесник Эмиль Рейно созвал зрителей на новое, доселе никем не виданное зрелище - «оптический театр». Там талантливый изобретатель впервые публично продемонстрировал свой аппарат праксиноскоп, который показывал движущиеся картинки. Именно эта дата теперь и считается началом эпохи анимационного кино. |
4-я неделя октября
|
- просмотр мультипликационного фильма; - сюжетно-ролевая игра «Художники-мультипликаторы»; - выставка работ (рисование, лепка, художественное конструирование, аппликация) «Любимые герои мультфильма» |
Приобщение к искусству анимации. Формирование первичных ценностных представлений (на содержании лучших образцов анимационного кино): 5-7 лет - сюжетно-ролевые игры (по мотивам мультфильмов); - просмотр мультфильмов, содержащих проблемные ситуации (например, «Вовка из тридесятого царства», «Малыш и Карлсон» и др.); - рассказ воспитателя о технологии создания мультфильмов; - слушание музыки из мультфильмов, исполнение песен из мультфильмов; - разучивание танцев под музыку из мультфильмов; - проектная деятельность (создание мультфильма из детских рисунков; составление сценария нового мультфильма с известными героями или «своего» мультфильма; озвучивание мультфильмов; конструирование или создание макета сказочного дворца, города по мотивам любимых мультфильмов; выкладывание из мелких предметов героя мультфильма и др.); - мастерская (рисование, лепка, аппликация, художественный труд - «Любимый герой»); - ситуации морального выбора, педагогические ситуации по теме; - беседы о нравственных качествах героев мультфильмов.
|
День народного единства |
4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Кроме того, еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Таким образом, можно сказать, что «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции. |
1-я неделя ноября
|
- фольклорный праздник; - спортивное развлечение (подвижные игры народов России); - выставка рисунков, поделок (национальный костюм, природа России и др.).
|
Формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране. Воспитание уважения к людям разных национальностей: 5-7 - цикл бесед и рассказы воспитателя «Народы России»; - чтение художественной, научно-художественной и научно-познавательной литературы по теме, сказок народов России; - игры-драматизации (по сказкам народов России), подвижные игры народов России; - разучивание стихотворений по теме праздника; - рассматривание фотографии с изображением памятника К Минину и Д Пожарскому, других фотоматериалов, иллюстраций по теме праздника; - ситуации морального выбора, педагогические ситуации; - проектная деятельность («Путешествие по карте России»); - создание коллекций (животных, растений, видов местности России и др.) «Природа России»; - мастерская по «изготовлению» национальных костюмов (рисование, аппликация); - слушание, разучивание и исполнение песен и танцев народов России. |
Всемирный день приветствий |
Всемирный день приветствий» отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак) в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. «Нужен простой, но эффективный поступок», - решили братья и отправили письма с радушными приветствиями во все концы мира. Они никому не навязывали своих идей борьбы за мир во всем мире. Они лишь просили адресата поприветствовать еще кого-нибудь, еще хотя бы человек десять… |
3-я неделя ноября
|
- сюжетно-ролевая игра («В гостях», «Добро пожаловать», др.); - вручение приветственных открыток, изготовленных руками детей, родителям (детям соседней группы, соседнего детского сада и др.); - конкурс звуковых приветствий (с использованием ТСО). |
Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми: 3-5 лет - сюжетно-ролевая игра (Семья», «Гости»); - наблюдения, игровые ситуации по теме праздника (формы и способы приветствий – «Здравствуйте», «Доброе(ый) утро (день, вечер)», «Привет», кивок головой, улыбка; ситуации приветствий – встреча, телефонный разговор, письмо и др.); - ситуативные разговоры с детьми, педагогические ситуации («Научим кукол Ваню и Аню здороваться», «Кукла Аня принимает гостей»); - чтение художественной литературы, разучивание стихотворений; - развивающие игры на узнавание эмоций («Путешествие в мир эмоций» и др.); 5-7 лет - сюжетно-ролевые игры «День рожденья», «Детский сад принимает гостей»; - беседы по теме праздника («Вы сказали «Здравствуйте»); - чтение и обсуждение художественной литературы, литературы познавательного содержания о традициях приветствий разных народов; - игровые ситуации (приветствия участников по интернету, приподниманием головного убора, рукопожатием, объятием, в танце, «Приветствие роботов», «Приветствия животных», «Приветствие с юмором»); - решение проблемных ситуаций («Здороваемся с иностранным туристом», «Приветствуем без слов»); - театрализованные игры по теме праздника; - мастерская по «изготовлению» поздравительных открыток, кукол для приветствия малышей, коллективных работ (например, коллажа «Дети приветствуют сотрудников детского сада»), атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника; - слушание и исполнение музыки (песен) по теме праздника. |
День матери |
Праздник «День Матери» основан Президентом Российской Федерации 30 января 1998 года, он празднуется в последнее воскресенье ноября, воздавая должное материнскому труду и их бескорыстной жертве ради блага своих детей. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, «День Матери» занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. |
4-я неделя ноября
|
- конкурс чтецов «Милой мамочке моей это поздравленье…»; - выставки рисунков («Моя мама»); - спортивный конкурс (с участием мам). |
Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней: 3-5 лет - сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; - игровые и педагогические ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.); - чтение художественной литературы по теме праздника; - разучивание стихов по теме праздника; - слушание и исполнение музыки (песен) о маме; - разучивание танцев для мам; 5-7 лет - сюжетно-ролевая игра «Семья»; - организация фотовыставки портретов «Моя мама»; - проектная деятельность (организация выставки портретов-рисунков «Моя мама», презентация, узнавание мамами себя); - мастерская по изготовлению подарков мамам, атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья»; - спортивные игры как подготовка к спортивному конкурсу с участием мам; - разучивание музыкально-танцевальной композиции для мам; - педагогические и игровые ситуации (забота о маме – подать руку, выходя из автобуса; открыть дверь, если заняты руки; подать или принести какой-либо предмет; помощь в домашних делах; уход во время болезни и др.); - ситуации морального выбора (пригласить друзей или тихо поиграть одному, когда мама устала, и т.п.). |
Новый год |
Традиция празднования Нового года была связана с началом в конце марта земледельческих работ. В течение 12 дней шествиями, карнавалами, маскарадами ознаменовывалось это событие. Когда Юлий Цезарь ввел новый календарь (сейчас его называют юлианским), первым днем Нового Года стали считать первый день января. В России, со времени введения христианства, начинали летоисчисление или с марта или со дня святой Пасхи. В 1492 году великий князь Иоанн III утвердил постановление Московского собора считать за начало года 1 сентября. Кроме того, важно сказать, что вплоть до 1700 года Россия вела счет годам «От сотворения мира». Но так продолжалось относительно недолго. Россия начинала устанавливать связи с Европой и такая «разница во времени» очень мешала. В 7207 году (от сотворения мира) Петр I издал указ отмечать Новый год со дня Рождества Богочеловека и 1 января вместо 1 сентября. |
1,4-я неделя декабря
|
- новогодний утренник; - карнавал; - костюмированный бал.
|
Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки; Лапландия – родина Деда Мороза и др.), как начале календарного года (времена года; цикличность, периодичность и необратимость времени; причинно-следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых странах и др.). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки. Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника). В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание необходимо обратить на решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность». |
Всемирный день «спасибо» |
11 января является самой «вежливой» датой в году – в этот день отмечается Всемирный день «спасибо». Слово «спасибо» - устоявшееся сокращение от фразы «спаси Бог». Этой фразой на Руси выражали благодарность. Мы прекрасно осознаем значение хороших манер, их необходимость в повседневной жизни, но большую часть благодарностей мы выражаем, как бы походя, не задумываясь об их смысле. Однако слова благодарности обладают особыми свойствами, с их помощью люди дарят радость друг другу и выражают внимание. Психологи уверены, что слова благодарности – это устные «поглаживания», и они способны успокоить и согреть своей теплотой. Главное, чтобы «спасибо» шло от чистого сердца! Неслучайно издавна в народе существовало поверье – нельзя произносить слова благодарности в состоянии раздражения. |
3-я неделя января
|
- подведение итогов недели вежливости. |
Формирования умения благодарить как составляющей нравственного развития человека и этикетного поведения: 3-5 лет - сюжетно-ролевая игра (любой тематики с акцентом на выражение благодарности за покупку, оказанную помощь, сделанный подарок и т.п.); - игровые и педагогические ситуации, ситуативные разговоры с детьми по теме («День рождения куклы Ани», «Магазин игрушек» и др.); - наблюдения по теме (за проявлениями чувства благодарности, формами выражения, интонацией, мимикой и др.); - чтение художественной литературы по теме; - рассматривание сюжетных картинок по теме («В магазине», В автобусе», «Мамины руки», «В детском саду»); - развивающая игра «Скажи по-другому (слова благодарности); - разучивание стихов о правилах вежливости; 5-7 лет - сюжетно-ролевые игры «Праздник», «День рожденья»; - игровые и педагогические ситуации по теме (развитие умения благодарить: «Спасибо», «Пожалуйста», «Не стоит благодарности», «Мне было не трудно», «Я с радостью сделал это для тебя» и др.); - мастерская (изготовление благодарственных открыток или писем для родителей, сотрудников детского сада, атрибутов для сюжетно-ролевых игр); - беседы по теме праздника (об истории праздника, гостевом этикете, правилах приема подарков и выражения благодарности); - игры-драматизации, инсценировки по теме праздника; - решение проблемных ситуаций. |
День доброты |
День спонтанного проявления доброты – одна из недавних инициатив международных благотворительных организаций. Этот праздник имеет общемировое значение, празднуют его всем миром, вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений. В России этот праздник пока еще мало известен. В этот день, как призывают организаторы, нужно стараться быть добрым ко всем, и не просто добрым, а добрым безгранично и бескорыстно. Немногие в наше неспокойное время способны на такой «подвиг» – в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы все чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснуться нас самих. И тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых «бескорыстная помощь», «милосердие» и «отзывчивость» не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием.
|
2-я неделя февраля
|
- подведение итогов недели добрых дел.
|
Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле: 3-5 лет - рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным произведениям, изображающих добрых и злых героев; - чтение по теме праздника; - ситуативные разговоры, педагогические ситуации и беседы по теме праздника (о добрых и злых героях, поступках; способах и формах выражения доброты друг к другу, родным, домашним животным, окружающим людям; моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, например, хороший-плохой, добрый-злой, смелый-трусливый, честный-лживый); - наблюдения за поступками взрослых и детей; - разучивание стихов по теме праздника; - воспроизведение диалогов литературных и сказочных героев, героев мультфильмов; - организация трудовой деятельности (посильная помощь воспитателям, младшим воспитателям, дворникам и т.п.); - развивающие игры «Что доброго делают люди этой профессии?», «Путешествие в мир эмоций» и др.; 5-7 лет - сюжетно-ролевые игры (по мотивам сказок, мультфильмов); - педагогические ситуации и беседы по теме праздника (о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, например, справедливый-несправедливый, вежливый-грубый, жадный-щедрый, скромный-хвастливый; соответствующих примерах из жизни кино, мультфильмов, книг, произведений изобразительного искусства; причинах нечаянного совершения недобрых поступков; о людях разных профессий, делающих добро); - решение проблемных ситуаций как в воображаемом, так и реальном плане (отказаться от чего-то выгодного для себя в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.); - создание коллекции положительных героев книг, мультфильмов, кинофильмов; - организация выставки портретов героев книг, мультфильмов, кинофильмов, олицетворяющих добро; - составление альбома (фото, рисунков) «Наши добрые дела»; - проектная деятельность (создание и презентация карты и макета «Страна Доброты», творческое рассказывание о жителях страны, о том, что нужно делать, чтобы попасть в эту страну); - разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений; - рассказы из личного опыта «Добрый поступок моего друга (мамы, папы)» и др.; - викторины по теме праздника. |
День защитника Отечества |
Сегодня большинство граждан России склонны рассматривать День защитника Отечества не столько, как День Рождения Красной Армии, сколько, как день настоящих мужчин - защитников в широком смысле этого слова.
|
3-я неделя февраля
|
- спортивный праздник (с участием пап); - музыкально-театрализованный досуг; завершение конструирования танка, пушки, др.военной техники. |
Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества: 3-5 лет - сюжетно-ролевая игра «Семья»; - ситуативные разговоры с детьми, беседы по теме праздника; - рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника; - чтение художественной литературы по теме; - разучивание стихов по теме; - мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек); - слушание и исполнение «военных» песен; 5-7 лет - подвижные и спортивные игры, эстафеты, конкурсы, соревнования; - сюжетно-ролевые игры («Пограничники», по мотивам кинофильмов); - создание коллекции военной техники; - слушание и исполнение «военных» и патриотических песен, танцев; - проектная деятельность (конструирование и выкладывание из мелких предметов танка, пушки или другой военной техники); - викторина по теме праздника; - рассказы из личного опыта («Мой папа (дедушка) военный» и др.); - отгадывание и составление загадок по теме праздника; - соревнования по оказанию первой медицинской помощи; - мастерская (оформление сцены, изготовление плаката «Солдаты России», атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме праздника и др.). |
Международный женский день |
Уже в древнем Риме существовал женский день, который отмечали матроны - женщины, состоящие в браке. Они получали от своих мужей подарки, были окружены любовью и вниманием. Облаченные в лучшие одежды, с благоухающими венками на головах, римлянки приходили в храм богини Весты - хранительницы домашнего очага. Впервые «международным» женский день стал в 1911 году: тогда его отмечали в четырех странах - Австрии, Германии, Дании и Швейцарии (по инициативе К.Цеткин). В Россию Женский день пришел в 1913 году. С 1975 года 8 Марта получило официальный статус «Международного женского дня». |
1-я неделя марта
|
- утренник, посвященный Международному женскому дню; - выставка поделок, изготовленных совместно с мамами; - выставка рисунков («Моя мама», «Моя бабушка», «Любимая сестренка»); - проведение вечера в группе (чаепитие с мамами). |
Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них: В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню. |
Международный день театра |
Международный день театра с 1961 года отмечается 27 марта. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это праздник миллионов зрителей. Для дошколят каждое посещение спектаклей кукольных театров, театров юного зрителя – яркое, запоминающееся событие, впечатление от которого память хранит многие годы. А еще это игра, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка дошкольного возраста.
|
4-я неделя марта
|
- сюжетно-ролевая игра «Театр»; - выставка декораций (атрибутов) к театрализованному представлению; - музыкально-театрализованное представление; - конкурс «Я б актером стать хотел..»; - посещение (экскурсия) театра. |
Приобщение и формирование положительного отношения к театральному искусству: 3-4 года - игры-драматизации сказок («Репка», «Колобок», «Теремок») - музыкальные, ритмические, пластические игры и упражнения; - посещение театра (кукольного, ТЮЗа, детского спектакля в драматическом театре и др.); - слушание и исполнение песен о театре и для театра, танцев для театральных спектаклей; 5-7 лет - сюжетно-ролевая игра «Театр»; - знакомство с театром (помещения, сцена, реквизит, декорации, программки, театральный буфет, виды театра, театральные профессии и др.); - чтение художественной литературы по теме; - составление ролевых диалогов по иллюстрациям; - музыкальные, ритмические, словесные импровизации; - игры-драматизации знакомых сказок; - мастерская (изготовление театральной афиши, билетов в театр, элементов декораций, костюмов, реквизита и др.); - рассказы о посещении театра; - театрализованные и музыкально-театрализованные представления; - режиссерские игры, игры-превращения, театральные этюды; - проектная деятельность (организация театра в группе, создание макета театра, изготовление какого-либо вида театра; выкладывание из мелких предметов театральной маски и др.). |
Всемирный день здоровья |
Ежегодное проведение дня здоровья стало традицией с 1950 года. Он проводится для того, чтобы люди могли понять, как много значит здоровье в их жизни и решить, что им нужно сделать, чтобы здоровье людей во всем мире стало лучше. |
1-я неделя апреля
|
- спортивный праздник (развлечение). |
Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни: 3-5 лет - игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); - чтение и разучивание стихотворений по теме праздника (на литературном и фольклорном материале); - подвижные игры; - игровые ситуации, ситуативные разговоры, беседы по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); - слушание и исполнение песен по теме праздника; - развивающие игры «Пирамида Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья» и др. 5-7 лет - эстафеты и соревнования, посвященные празднику; - экскурсии в спортивные учреждения (бассейн, стадион, спортивный комплекс и др.); - проектная деятельность (создание и презентация плаката, памятки, настольно-печатной игры, иллюстрированной энциклопедии здоровья и др.); - беседы по теме праздника (о преимуществах здоровых людей; поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье человека; причинах снижения здоровья; значении физической культуры и закаливающих процедур в укреплении здоровья и т.п.); - организация конкурса рисунков («Мама, папа, я – здоровая семья!»); - решение проблемных ситуаций, беседы по теме праздника; - чтение художественной литературы по теме праздника («Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковского и др.); - спортивные и физкультурные досуги; - викторины познавательного характера по теме праздника; - создание коллекций (полезных для здоровья трав, продуктов, напитков и т.п.). |
День космонавтики |
12 апреля 1961 года гражданин России майор Ю.А. Гагарин на космическом корабле «Восток» впервые в мире совершил орбитальный облет Земли, открыв эпоху пилотируемых космических полетов. С 1968 года отечественный День космонавтики получил и официальное общемировое признание после учреждения Всемирного дня авиации и космонавтики. |
2–я неделя апреля |
- просмотр видеофильма (о космосе, космических явлениях и др.); - беседа о первом космонавте; - сюжетно-ролевая игра «Космонавты», «Космический корабль»; - конструирование ракеты |
Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей: 5-7 лет - сюжетно-ролевая игра «Космический корабль» (станция); - проектная деятельность (конструирование или создание макета ракеты, космодрома; выкладывание ракеты, космического корабля из мелких предметов); - слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической» музыки; - музыкально-ритмические импровизации по теме праздника; - мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме праздника); - создание коллекции космонавтов (первый космонавт, первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина-космонавт и др.); - беседы, рассказы воспитателя по теме праздника (о первом космонавте планеты; о создателях космических кораблей К.Д.Циолковском, С.П.Королеве; о гордости россиян за достижения в освоении Космоса; о названиях улиц и площадей в каждом российском городе – Гагарина, Циолковского, Космонавтов, Терешковой, Звездная и др.); - творческое рассказывание детей (например, «Полет на Луну»); - рассматривание фотографий, иллюстраций и др. |
Международный день земли |
День Земли призван объединить людей планеты в деле защиты окружающей среды. По традиции в этот день все желающие принимают участие в благоустройстве и озеленении своих дворов и улиц, различных экологических мероприятиях. |
3-я неделя апреля |
- праздник-экспериментирование (с водой и землей); - праздник «Да здравствует вода!»; - «путешествие» по экологической тропе; - дидактическая игра (викторина) «Наш дом – Земля». |
Воспитание осознанного, бережного отношения к земле и воде как источникам жизни и здоровья человека: 5-7 лет - сюжетно-ролевая игра «Путешествие»; -- игры-эстафеты (собрать разбросанные «в лесу» бумажки в пакет для мусора и т.п.); - рассматривание картинок, иллюстраций по теме праздника; - ситуативные разговоры, беседы с детьми по теме, в том числе о значении почвы и воды в жизни всего живого, последствиях нарушений правил охраны воды и земли (пролитая в море нефть – образование нефтяного пятна - погибшая рыба и др.); - наблюдения и экспериментирование по теме; - создание коллекций водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, водопад, ручей и др.), камней (наиболее распространенных минералов), «фильтров» («Как и чем очистить воду?»), водных и земных видов спорта; - развивающие игры "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки", «Путаница» («Растительный мир», «Животный мир», «Подводный мир») и др.; - чтение художественной, научно-художественной и научно-популярной литературы по теме праздника; - рассуждения детей на темы: «Можно ли жить без воды (земли)?» и «Опасная вода (земля)», творческое рассказывание о пользе воды и земли для окружающей природы и человека и об опасностях воды и земли, которые могут подстерегать человека; - проектная деятельность (создание и защита альбома, макета, плаката, детской энциклопедии, выставки рисунков по теме, коллективной работы из различных материалов «Что может расти на земле?»; составление и защита памятки о бережном отношении к воде и земле для информационного родительского уголка, домашнего пользования); - отгадывание и составление загадок по теме праздника; - викторина познавательного характера по теме праздника; - решение проблемных ситуаций по теме; - игры с водой; - музыкальное развлечение (на основе песен о воде, о земле); - слушание и исполнение песен о воде и земле; - подвижные игры. |
Праздник весны и труда |
Праздник весны и труда традиционно символизирует возрождение и приход весны. Большой эмоциональный заряд, который он несет в себе, связан не только с ощущением весеннего пробуждения природы, но и с восприятием 1 Мая как общего праздника всех трудящихся россиян.
|
1-я неделя мая
|
- «трудовой десант» (уборка территории); - природоохранная (экологическая) акция; - музыкальное развлечение «Весна красна»; - беседа о профессиях. |
Формирование первичных ценностных представлений о труде. Воспитание положительного отношения к выполнению трудовых обязанностей. Создание «весеннего» настроения:
5-7 лет - сюжетно-ролевые игры по теме праздника (профессиональной трудовой направленности) - слушание и исполнение песен о весне и труде, слушание музыки о весне; - разучивание и исполнение танцев о весне; - музыкально-ритмические импровизации по теме праздника; - чтение художественной литературы (фольклора) о весне и труде; - знакомство с пословицами и поговорками о труде; - организация посильной помощи взрослым в различных видах труда; - наблюдения за трудом взрослых, весенней природой; - решение ситуаций морального выбора, проблемных ситуаций; - создание коллекций (профессий); - мастерская (создание панно, коллажа, выставки детских работ по теме праздника). |
9 мая–день победы |
8 мая 1945 был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.9 мая было объявлено Праздником Победы в ознаменование победоносного завершения великой Отечественной войны. |
2-я Неделя мая |
Фотовыставка «Парад Победы: прошлое и настоящее». Музыкально-литературная композиция «Листая страницы истории». Изготовление открыток для ветеранов. |
Уточнять знания о Дне Победы: объяснять, почему он так назван, и кого поздравляют в этот день.
- чтение художественной литературы по теме; - рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника; - разучивание стихов по теме; - мастерская (изготовление подарков); - слушание и исполнение «военных» песен; |
Международный день семьи |
Международный день семьи учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Установление этого дня призвано обратить внимание общественности разных стран на многочисленные проблемы семьи. |
3-я неделя мая
|
- спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»; - выставка семейных фотографий; фотоконкурс «Как мы играем дома»; - посадка цветов на участке детского сада, группы (совместно с родителями). |
Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях: 3-5 лет - сюжетно-ролевая игра «Семья»; - чтение художественной литературы по теме; - рассказы из личного опыта по теме праздника; - организация совместных с членами семьи досугов (чаепития, развлечения); - рассматривание и обсуждение семейных фотографий; - ситуативные разговоры и беседы по теме праздника; - разучивание стихотворений по теме праздника; - слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме, дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах); 5-7 лет - сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поездка на дачу» (семьей); - проектная деятельность (создание генеалогических деревьев); - мастерская (изготовление предметов быта, личного пользования, подарков-сувениров для членов семьи, атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника); - организация совместных с членами семьи (родителями, старшими братьями и сестрами, дедушками и бабушками) дел (уборка группы, создание рабатки или клумбы, грядки в огороде и др.), конкурсов и соревнований, выставок поделок; - решение проблемных ситуаций, ситуаций морального выбора; - организация и презентация фотовыставок (семейных поездок, путешествий, отдыха, работы в огороде, саду и др.); - рассказы из личного опыта (интересный случай из жизни семьи или ее членов; награды членов семьи и др.). |