Развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.
Говоря о фонематических процессах, уточним, что данное понятие включает в себя фонематическое восприятие, фонематический слух, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Логопедическую работу по развитию у детей фонематических процессов мы условно разделили на 6 этапов:
I. Этап: узнавание неречевых звуков.
На этом этапе в процессе специальных игр у детей развивается способность узнавать и различать речевые и неречевые звуки, развивается слуховое внимание и слуховая память (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).
Игры, направленные на развитие слухового внимания
«Отгадай, что звучит»
Описание игры: возьмите 3-5 звучащих по-разному игрушек (колокольчик, дудочку, погремушку барабан). Предложите ребёнку рассмотреть их и послушать, какие звуки они издают. Затем отведите ребёнка в сторону (на 2-3м), поверните спиной к игрушкам и воспроизведите звучание одной из них. Малыш должен подойти и взять звучавшую игрушку. Игру повторяют 4-5 раз.
II. Этап: различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса.
Игры на развитие речевого слуха
«Угадай, кто сказал»
Описание игры: предварительно ребёнка знакомят со сказкой Л. Толстого «Три медведя». Перед ребёнком раскладывают картинки с изображениями героев сказки (или игрушки). Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса и подражая Мишутке, Настасье Петровне, или Михайло Ивановичу. Ребёнок поднимает соответствующую картинку (игрушку). Можно нарушать последовательность высказываний.
«Угадай, чей голосок»
Цель: определить товарища по голосу. Развитие координации движений.
Описание игры: Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой.
Взрослый предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку. Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.
III. Этап: различение слов, близких по звуковому составу.
Игры на различение слов, близких по звуковому составу
«Будь внимателен»
Цель: учить определять правильность произношения слов.
Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.
Описание игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно - красный. Произносимые слова: баман, паман, банан, банам, ванан, давай, баван, ванан; аньбом, айбом, альмом, альбом, авьбом, альпом, альном, аблем; клетка,къетка, клетта, тлетка, кветка, тлекта, кветка
IV. Этап: дифференциации слогов.
Постепенно, в течение этого периода, дети должны овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.
Игры, направленные на дифференциацию слогов
«Повтори правильно»
Цель: развивать фонематическое восприятие, умение четко воспроизводить слоговые цепочки.
Описание игры: Дети сидят по кругу. Педагог предлагает детям по очереди поймать мяч и внимательно послушать цепочку слогов, затем ребенок должен правильно повторить и бросить мяч обратно. Слоговые ряды могут быть различными: ми-ма-му-ме, па-пя-па, са-са-за, ша-са....
V. Этап: дифференциации фонем.
Игры, направленные на дифференциацию звуков
«Не ошибись»
Цель: дифференциация звуков [с] - [з].
Оборудование: картинки: «Свисток» и «Звонок».
Описание игры: Детям дают по две картинки. На одной нарисован свисток, на другой - звонок. Картинку со свистком дети берут в левую руку, со звонком - в правую. Педагог показывает им и называет картинки, в названии которых есть звуки [с] или [з], немного выделяя голосом эти звуки. Если в слове есть звук [с], то дети поднимают картинку со свистком и говорят: с-с-с... А если звук [з], то - со звонком и говорят: з-з-з... Повторяя игру, можно вводить картинки, в названии которых нет ни того, ни другого звука. В таком случае дети не должны поднимать свои картинки.
VI. Этап: развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ – это узнавание звука на фоне слова. Он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложная форма - вычленение звука и определение его места в слове (начало, середина, конец). И, наконец, самой сложной формой фонематического анализа является умение определять последовательность звуков в слове, их количество и место по отношению к другим звукам.
Учитывая выше сказанное, нами был подобран комплекс игр и игровых упражнений, на каждый этап коррекционной работы по формированию фонематических процессов дошкольников.
Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза слова, определение характеристики звуков.
«Угадай-ка»
Цель: развивать умение составлять слова из предложенных звуков.
Оборудование: предметные картинки.
Описание игры: Логопед предлагает детям угадать, какое слово получится из первых звуков, которые встречаются в названиях предметных картинок (например: сок, осы, носок - сон, ключ, обруч, топор - кот).
Использования игровых технологий повышает эффективность предупреждения и преодоления нарушений фонематических процессов, совершенствует речевые возможности дошкольников, что в дальнейшем поможет ребенку в усвоении школьной программы.