Система планирования в МБДОУ «Детский сад № 56»
Планирование является одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности учреждения. Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе. Рассмотрим определения, предложенные разными авторами.Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, по нашему мнению определение В.И. Логиновой наиболее точно характеризует сущность планирования в соответствии с учетом современных требований.
«Планирование - заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы» [Логинова].
Многообразие подходов к организации образовательного процесса в современных условиях развития системы дошкольного образования, его личностно ориентированная направленность, использование программ нового поколения закономерно требуют и изменений подходов к планированию.
В 2011 г. анализируя деятельность нашего учреждения, мы сделали вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса и управления им в новых условиях. Выявились проблемы:
- ведение планирования по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, без учёта интеграции содержания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комплексных и интегрированных мероприятий);
- разработанная программа развития не реализовывалась;
- отсутствовала образовательная программа;
- отсутствие системы планирования на всех уровнях.
Возникла острая необходимость устранения этих проблем, определение чётких и реальных целей и задач,направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на образовательный процесс в целом, что и является сущностью системы планирования.Анализируя вопросы современного менеджмента по вопросу планирования мы определили трёх уровневую систему планирования в нашем ДОУ, основывающуюся на принципах:
- коллегиальности (планирование осуществляется совместно во взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями);
- систематичности, последовательности, регулярности воздействий; взаимодействия разных видов детской деятельности;
- непрерывности;
- интегративности (интеграция со-держания образовательных областей);
- практичности, реальности;
- учета конкретных условий.
Первый уровень - стратегическое, или долгосрочное, планирование- призвано определить основные стратегические цели деятельности нашего учреждения , а также политику и стратегию получения и использования ресурсов для достижения этих целей. Стратегия представляет собой комплексный план, призванный обеспечить осуществление миссии учреждения и основных целей его деятельности, данный уровень планирования включает программу развития ДОУ, основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Второй уровень планирования - тактическое планирование - представляет собой процесс разработки детальных краткосрочных решений относительно того, какие мероприятия необходимо проводить в рамках учреждения, кто должен стать их исполнителями и каким образом эти мероприятия следует реализовывать. Этот уровень представлена годовым планом, перспективными планами педагогов и распределением непосредственно образовательной деятельностью с детьми.
Третий уровень оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учётом всех необходимых ресурсов, включает в себя календарно-тематическое планирование воспитателей и специалистов.
Сочетание стратегического, тактического и оперативного уровней представляется нами как более комплексным и системным.
При выборе модели планирования мы учитывали профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представляем вашему вниманию разработанный нами алгоритм планирования.
АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Аналитический этап:
— изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов;
— анализ содержания реализуемой программы, методического обеспечения, условий для реализации программы, диагностического обеспечения в соответствии с реализуемой программой.
2. Организационный этап:
— разработка проекта Положения о планировании образовательного процесса;
— разработка Программы развития и образовательной программы.
— разработка календарно-тематического планирования (годового, перспективного и недельного.).
3. Практический этап:
— ведение системы планирования во взаимосвязи всех уровней;
— семинары, консультации по содержанию планирования образовательного процесса.
— рассмотрение Положения о планировании на педагогическом совете, утверждение приказом заведующего.
4. Заключительный этап:
— анализ планирования, выявление недостатков, внесение изменений.
Предлагаю кратко раскрыть содержание планов:
Программа развития включает в себя следующие разделы: паспорт, информационная справка, проблемно-аналитический анализ деятельности учреждения, концепция дошкольного учреждения, цели и задачи программы; этапы реализации программы; направления программы и принципы организации образовательного процесса; план действий по реализации программы; ожидаемые результаты; модель педагога детского сада; модель будущего МБДОУ; критерии и показатели эффективности реализации программы; факторы риска и пути их преодоления.
5.6. Образовательная программа должна отвечать Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
5.7. Годовой план включает следующие разделы:
- Первый раздел – проблемно-аналитический анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
- Второй раздел годового плана деятельности МБДОУ на очередной учебный год включает основные направления и действия (мероприятия):
Раздел 1. Работа с кадрами.
- инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
- производственные собрания;
- повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
- методические объединения;
- подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
- изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
- консультации с обслуживающим персоналом.
Раздел 2. Организационно-педагогические мероприятия.
- деятельность творческих групп по развитию ДОУ;
- педагогические советы;
- семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
- работа с молодыми воспитателями.
Раздел 3. Работа МБДОУ с родителями.
- родительские собрания (общие/групповые);
- лектории и консультации для родителей;
- дни открытых дверей;
- занятия педагогического всеобуча;
- оформление выставок и др.
Раздел 4. Воспитательная и оздоровительная работа с детьми.
- воспитательная работа с детьми в различных видах деятельности;
- оздоровительная работа с детьми
Раздел 5. Система контроля над реализацией годового плана и образовательной работой в ДОУ.
- итоговый;
- оперативный;
- фронтальный;
- тематический.
Раздел 6. Административно-хозяйственная работа и оснащение педагогического процесса.
- ремонт помещений;
- укрепление материально-технической базы;
- работа на территории ДОУ;
- работа по охране жизни и здоровью детей и др.
В основу перспективного планирования педагогов берется понедельное распределение тем в течение учебного года по месяцам, в соответствии с комплексно-тематическим планированием общеобразовательной программы МБДОУ, а затем составляется наиболее подробная ежемесячная схема планирования психолого-педагогической работы с детьми на месяц по десяти образовательным областям, на принципе их интеграции, соответственно четырем направлениям и видам детской деятельности (непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной деятельности детей и работе с родителями).Рекомендуется определённая форма.
Перспективные планы должны иметь приложение "Общие сведения".которое оформляется двумя воспитателями группы под руководством в начале учебного года:
- "Сведения о детях и родителях";
- "Взаимодействие с семьями детей";
- "Режим дня группы на холодный период года";
- "Режим дня группы на теплый период года";
- "Система закаливания в группе";
- "Двигательный режим".
Календарно-тематический план воспитателя составляется на неделю вперёд и предусматривает ежедневную образовательную работу с детьми на принципе интеграции образовательных областей, в различные режимные моменты, в процессе организации различной детской деятельности. Также рекомендуется форма.
Воспитатель вправе выбирать самостоятельно форму написания перспективного и календарно-тематического плана, который должен отвечать современным требованиям к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, а именно отражать: организация режима пребывания детей в МБДОУ; содержание психолого-педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому в процессе освоения детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка» на принципе их интеграции в различных режимных моментах, в процессе организации различных формах детской деятельности ; содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности). Их наличие и ведение в группе является обязательным условием организации образовательного процесса с детьми и входит в должностную инструкцию воспитателя и других педагогических работников МБДОУ.
Все виды планирования в МБДОУ являются обязательными документами по организации образовательного процесса в МБДОУ. В положении определена ответственность за наличие и реализацию планов.
Реализации планов обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на педагогическом совете, с родителями на родительских собраниях перед началом нового учебного года . Все виды планирования размещаются на официальном сайте МБДОУ и озвучиваются в публичном докладе заведующего.
Такой подход к планированию позволяет прогнозировать результаты деятельности административного персонала, каждого конкретного сотрудника, что создает предпосылки для успешной деятельности всего дошкольного учреждения и достижение общих целей и задач.
{gallery width=650 height=487 layout=fixed crop=1 slider=boxplus.slider buttons=0}/17-18/news/15.11.17/2{/gallery}