Система планирования в МБДОУ «Детский сад № 56»

Планирование является  одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности учреждения. Понятие «планирование» широко представлено в методической литературе. Рассмотрим определения, предложенные разными авторами.Несмотря на разнообразие трактовок данного понятия, по нашему мнению определение В.И. Логиновой наиболее точно характеризует сущность планирования в соответствии с учетом современных требований.

«Планирование - заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной деятельности с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы» [Логинова].

Многообразие подходов к организации образовательного процесса в современных условиях развития системы дошкольного образования, его личностно ориентированная направленность, использование программ нового поколения закономерно требуют и изменений подходов к планированию.

В 2011 г. анализируя деятельность нашего учреждения, мы сделали вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса и управления им в новых условиях. Выявились проблемы:

  • ведение планирования по предметному принципу, отдельным разделам, направлениям, без учёта интеграции содержания, интегрированных форм работы с дошкольниками (комплексных и интегрированных мероприятий);
  • разработанная программа развития не реализовывалась;
  • отсутствовала образовательная программа;
  • отсутствие системы планирования на всех уровнях.

Возникла острая необходимость устранения этих проблем, определение чётких и реальных целей и задач,направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на образовательный процесс в целом, что и является сущностью системы планирования.Анализируя вопросы современного менеджмента по вопросу планирования мы определили трёх уровневую систему планирования в нашем ДОУ, основывающуюся на принципах:

  • коллегиальности (планирование осуществляется совместно во взаимосвязи с педагогами ДОУ и родителями);
  • систематичности, последовательности, регулярности воздействий; взаимодействия разных видов детской деятельности;
  • непрерывности;
  • интегративности (интеграция со-держания образовательных областей);
  • практичности, реальности;
  • учета конкретных условий.

Первый уровень   - стратегическое, или долгосрочное, планирование- призвано определить основные стратегические цели деятельности нашего учреждения , а также политику и стратегию  получения и использования ресурсов для достижения этих целей. Стратегия представляет собой комплексный план, призванный обеспечить осуществление миссии учреждения и основных целей его деятельности, данный уровень планирования включает программу развития ДОУ, основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Второй уровень планирования - тактическое планирование  - представляет собой процесс разработки детальных краткосрочных решений относительно того, какие мероприятия необходимо проводить в рамках учреждения, кто должен стать их исполнителями и каким образом  эти мероприятия следует реализовывать. Этот уровень представлена годовым планом, перспективными планами педагогов и распределением непосредственно образовательной деятельностью с детьми.

Третий уровень оперативное планирование довершает единую систему планирования, т.к. представляет собой разработку конкретных действий с учётом всех необходимых ресурсов, включает в себя календарно-тематическое планирование воспитателей и специалистов.

Сочетание  стратегического, тактического и оперативного уровней представляется нами как более комплексным и системным.

При выборе модели планирования мы учитывали профессиональную подготовку каждого педагога, его опыт, умение видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условия работы ДОУ. Представляем вашему вниманию разработанный нами алгоритм планирования.

АЛГОРИТМ ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Аналитический этап:

— изучение вариантов существующего планирования, выявление положительных и отрицательных моментов;

— анализ содержания реализуемой программы, методического обеспечения, условий для реализации программы, диагностического обеспечения в соответствии с реализуемой программой.

2. Организационный этап:

— разработка проекта Положения о планировании образовательного процесса;

— разработка Программы развития и образовательной программы.

— разработка календарно-тематического планирования (годового, перспективного и  недельного.).

3. Практический этап:

— ведение системы планирования во взаимосвязи всех уровней;

— семинары, консультации по содержанию планирования образовательного процесса.

— рассмотрение Положения о планировании на педагогическом совете, утверждение приказом заведующего.

4. Заключительный этап:

— анализ планирования, выявление  недостатков,  внесение изменений.

Предлагаю кратко раскрыть содержание планов:

Программа развития включает в себя следующие разделы: паспорт, информационная справка, проблемно-аналитический анализ деятельности учреждения, концепция дошкольного учреждения, цели и задачи программы; этапы реализации программы; направления программы и принципы организации образовательного процесса; план действий по реализации программы; ожидаемые результаты; модель педагога детского сада; модель будущего МБДОУ; критерии и показатели эффективности реализации программы; факторы риска и пути их преодоления.

5.6. Образовательная программа должна отвечать Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

5.7. Годовой план включает следующие разделы:

  • Первый раздел – проблемно-аналитический анализ конечных результатов прошедшего учебного года;
  • Второй раздел годового плана деятельности МБДОУ на очередной учебный год включает основные направления и действия (мероприятия):

Раздел 1. Работа с кадрами.

  • инструктажи (ОТ, ТБ, ПБ и др.);
  • производственные собрания;
  • повышение квалификации и социальной активности педагогов(курсы, семинары, конференции и др.)
  • методические объединения;
  • подготовка и проведение аттестации педагогических работников;
  • изучение работы воспитателей (с детьми, с родителями, с коллегами)
  • консультации с обслуживающим персоналом.

Раздел 2. Организационно-педагогические мероприятия.

  • деятельность творческих групп по развитию ДОУ;
  • педагогические советы;
  • семинары, консультации, коллективные просмотры занятий, конкурсы;
  • работа с молодыми воспитателями.

Раздел 3. Работа МБДОУ с родителями.

  • родительские собрания (общие/групповые);
  • лектории и консультации для родителей;
  • дни открытых дверей;
  • занятия педагогического всеобуча;
  • оформление выставок и др.

Раздел 4. Воспитательная и оздоровительная работа с детьми.

  • воспитательная работа с детьми в различных видах деятельности;
  • оздоровительная работа с детьми

Раздел 5. Система контроля над реализацией годового плана и образовательной работой в ДОУ.

  • итоговый;
  • оперативный;
  • фронтальный;
  • тематический.

Раздел 6. Административно-хозяйственная работа и оснащение педагогического процесса.

  • ремонт помещений;
  • укрепление материально-технической базы;
  • работа на территории ДОУ;
  • работа по охране жизни и здоровью детей и др.

В основу перспективного планирования  педагогов берется понедельное распределение тем в течение учебного года по месяцам, в соответствии с комплексно-тематическим планированием общеобразовательной программы МБДОУ, а затем составляется наиболее подробная ежемесячная схема планирования психолого-педагогической работы с детьми на месяц по десяти образовательным областям, на принципе их интеграции, соответственно четырем направлениям и видам детской деятельности (непосредственно образовательной, совместной, самостоятельной деятельности детей и работе с родителями).Рекомендуется определённая форма.

Перспективные планы должны иметь приложение "Общие сведения".которое оформляется двумя воспитателями группы под руководством в начале учебного года:

  • "Сведения о детях и родителях";
  • "Взаимодействие с семьями детей";
  • "Режим дня группы на холодный период года";
  • "Режим дня группы на теплый период года";
  • "Система закаливания в группе";
  • "Двигательный режим".

Календарно-тематический план воспитателя составляется на неделю вперёд и предусматривает ежедневную образовательную работу с детьми на принципе интеграции образовательных областей, в различные режимные моменты, в процессе организации различной детской деятельности. Также рекомендуется форма.

Воспитатель вправе выбирать самостоятельно форму написания  перспективного и календарно-тематического плана, который должен отвечать современным требованиям к организации образовательного процесса в дошкольном учреждении, а именно отражать: организация режима пребывания детей в МБДОУ; содержание психолого-педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому в процессе  освоения  детьми образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность", "Социализация", "Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Художественное творчество", "Музыка» на принципе их интеграции в различных режимных моментах, в процессе организации различных формах детской деятельности ; содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности). Их наличие и ведение  в группе является обязательным условием организации образовательного процесса с детьми и входит в должностную инструкцию воспитателя и других педагогических работников МБДОУ.

Все виды планирования в МБДОУ являются обязательными документами по организации образовательного процесса в МБДОУ. В положении определена ответственность за наличие и реализацию планов.

Реализации планов обсуждается и корректируется педагогическим коллективом на педагогическом совете, с родителями на родительских собраниях перед началом нового учебного года . Все виды планирования размещаются на официальном сайте МБДОУ и озвучиваются в публичном докладе заведующего.

Такой подход к планированию позволяет  прогнозировать результаты деятельности административного персонала, каждого конкретного сотрудника, что создает предпосылки для успешной деятельности всего дошкольного учреждения  и достижение общих целей и задач.