Обобщение опыта на тему:

«Реализация регионального компонента основной общеобразовательной программы учреждения, как одно из условий развития современного дошкольного образования

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 56»: Бухарина Т.В

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой в данный момент мы проживаем. Данный аспект недостаточно исследован и описан в научно-методической литературе, поэтому возникла проблема интеграции национально-регионального компонента в образовательный процесс. И поэтому при разработке нашей общеобразовательной программы творческой группой был разработан учебно-методический комплект, который был включен во вторую часть программы, формируемую участниками образовательного процесса, который был представлен на конкурс присуждении премии « Губернатора Иркутской области» в номинации «Лучший учебно-методический комплект дошкольного образовательного учреждения».

Актуальность учебно-методического комплекта очевидна. Особенно актуальным данный курс является потому, что Иркутской области исполнилось 350 лет. Мы должны знать традиции, обычаи, которые выработаны веками людьми, населяющими эту землю.

Программа знакомит детей с традициями, бытом, жизнью, фольклором коренного населения Прибайкалья.

Расширение круга познания детей способствует формированию характера, интересов, основ нравственности и патриотизма. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой стороны – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России. Работа по программе призвана воспитывать уважение к традициям, обычаям других народов.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Чувство Родины…Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим его окружением. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.

Цель нашего методического комплекта: Формирование целостной картины мира посредством ознакомления с родным краем.

Для того чтобы реализовать поставленную цель, мы определили следующие задачи:

  • Создавать условия для развития познавательной активности дошкольников.
  • Развивать интерес к жизни, быту, культуре, фольклору, обычаям коренных народов.
  • Знакомить детей в интересной форме с растительным и животным миром Прибайкалья, с животными, занесенными в Красную Книгу Иркутской области.
  • Воспитывать чувство гордости за свой родной край.
  • Формировать любовь к родному краю.

Программа реализовалась по следующим направлениям:

1. Работа с детьми.

На основе систематизированного материала нами были разработаны комплексно-тематические планы с учетом возраста детей, особенностей их развития. В зависимости от возраста детей усложняли содержание, объем познавательного материала и длительность изучения. Содержание работы в данном направлении заключалась в реализации воспитательно-образовательного процесса в форме специально организационных процессах.

2. Работа с родителями.

Решение задач воспитания у дошкольников любви к своему дому, к своей родине зависит от позиции близких. Чтобы сделать процесс познания прошлого и настоящего нашей Родины творческим, развивающим и интересным для ребенка необходимо привлечение родителей, преемственность семьи и детского сада.

3. Работа с педагогами.

Современные исследования убедительно показывают, что развитие представлений дошкольников о родной стране, родном крае, воспитание интереса к нему  происходит под влиянием близкого окружения. Поэтому конструируя педагогический процесс необходимо повышать компетентность педагогов в вопросах воспитания гражданско-патриотических чувств. В контексте осуществления данной программы педагог является носителем, как общечеловеческих ценностей, так и местных культурных традиций.

Принимая во внимание, что формирование патриотизма у каждого ребенка идет индивидуально и связано с духовным миром человека, его личными переживаниями, задачей педагогов является сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.

В этом учебном году, работая на старшей группе комбинированной направленности, строила свою работу по данному методическому комплекту.

Знакомство с родным краем  началось с просмотра видеофильма «Земля Прибайкалья», рассмотрели карту Иркутской области, нашли на ней свой город и другие города Иркутской области, рассматривали альбом «Города Иркутской области», рассматривали герб каждого города, его достопримечательности. Рисовали на тему: «Мой край», учили стихи об Иркутске и Иркутской области.

Через различные мероприятия: чтение стихов и рассказов о Зиме, оформление фотовыставки «Мой город - ты мне дорог»,  экскурсии по достопримечательностям города, в краеведческий музей, в дом-музей поэзии им. Е. Евтушенко; просмотр видеофильмов о родном городе - знакомили детей с историей возникновения родного города. Прогулки по городу дали детям возможность познакомится с названиями улиц, узнать их историю. На экскурсиях дети узнали, что здания строятся из различных материалов: стекла, бетона, кирпича, дерева. Обращали внимание на особенности архитектуры (витрины магазинов, необычную форму некоторых зданий и т.д.). Беседовали о назначении зданий. Чтобы расширить представления детей о городе была проведена образовательная деятельность на темы: «Моя улица», «Люблю я город свой», «Почему так назвали улицу». Обращали внимание на то, что в названии отдельных улиц нашла отражение история города. Объясняли, откуда произошло название города, называли тех, кто обосновал город. Создавали макеты  зданий родного города.

Совместно с родителями собрали коллекции открыток городов Прибайкалья, коллекция «Полезные ископаемые Прибайкалья», «Реки Прибайкалья»; оформлены фотовыставки: «Путешествие по Иркутску», «Путешествие по озеру Байкал», «Мой город, ты мне дорог», «Мой любимый край»; изготовили книжки-самоделки  «Жилища сибирского народа»; организовали выставку кукол в русских и национальных костюмах коренных жителей Сибири, зону гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях совместной деятельности с воспитателем, самостоятельной деятельности  пополнять знания о родном крае, городе; картотеку, включающая в себя пословицы и поговорки, стихи и загадки, рассказы о родном крае, тематические открытки.

Для того чтобы, донести до детей интересно и доступно информацию, изготовили ряд пособий и игр на основе исторического и краеведческого материала: дидактические игры «Опиши и назови», «Времена года на Байкале», «Найди на карте», «Узнай по описанию», «Мой родной край», «Найди пару», «Укрась костюм»,  совместно с детьми создала макет озера Байкал. В качестве наглядного пособия создана презентация с использованием мультимедийной установки «Родной край» по направлениям: «Земля Прибайкалья», «Богатства Сибири», «Славное озеро- Байкал», «Путешествие по озеру Байкал», «Путешествие по городам Прибайкалья».

Таким образом, введение регионального компонента «Я живу в Прибайкалье», способствовало, на наш взгляд, повышению качества образования, о чем свидетельствуют результаты мониторинга:

  • дети знают географическое положение Прибайкалья, какими полезными ископаемыми богат наш край;
  • свободно называют города Иркутской области, достопримечательности, промышленность, историю города, узнают герб города;
  • имеют представление об истории родного края, знаю герб и флаг, историю их возникновения;
  • у детей воспитано чувство уважения к традициям и обычаям народов, проживающих рядом;
  • у детей повысилась поисковая активность в сфере словообразования, дети стали чаще использовать образцы устного народного творчества.

В 2013-2014 году буду работать на подготовительной к школе группе, работу по ознакомлению детей с родным краем планирую продолжать.

Мы доработали программу и будем защищать программу в сентябре на экспертном совете.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Календарь

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 195 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

Вся информация размещена с согласия субъектов персональных данных (ПД)

© МБДОУ "Детский сад №56" город Зима, 2012-2024