Опыт работы по теме: «Театрализованная игра

как средство развития коммуникативных способностей дошкольников»

На  августовской конференции педагогических работников.

«Муниципальная система образования: актуальные вопросы развития»

Представила опыт работы

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад №56»

Сергеева Елена Игоревна.

Развитие коммуникативных способностей  у детей дошкольного возраста в настоящее время является темой особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных способностей - это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.

Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. И по мере взросления контакты и конфликты со сверстниками становятся для дошкольника все важнее, отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей.

Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Огромный вклад в изучение общения детей дошкольного возраста внесла работа М.И.Лисиной «Общение, личность и психика ребенка», в которую вошли ее основные работы по проблемам общения, взаимосвязи общения и психического развития, личностного становления ребенка, работа Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», содержит практические советы по улучшению общения с ребенком.

Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность и театрализованные игры. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей.

Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь, ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.

Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.

Опираясь на данные исследования и современные требования к дошкольному образованию, мной был разработан долгосрочный педагогический проект «Удивительный мир театра». Данный проект был реализован с детьми среднего дошкольного возраста, в течение 2014 - 2015 учебного года. Реализация проекта позволила сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Цель проекта: Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через театрализованные игры.

Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:

  1. Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражения собственных переживаний.
  2. Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
  3. Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.

Участники проекта.

Дети, семьи воспитанников.

Основными формами организации деятельности в реализации проекта были выбраны:

  1. Создание центра «Театр и дети»
  2. Круглый стол для детей и родителей «Давай поиграем»
  3. Создание картотеки « Театрализованные игры для детей»
  4. Выставки, фотоальбомы.

Ожидаемый результат:

У детей

  1. Сформированы навыки взаимодействия и сотрудничества.
  2. Развита вербальная и невербальная сторона речи.

У родителей

  • Повышение компетентности родителей в вопросах организации театрализованной деятельности;
  • Проявления интереса к деятельности детей в детском саду.
  • Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Реализовывался проект в несколько этапов.

На подготовительном этапе повышала теоретическую профессиональную педагогическую компетенцию по вопросам организации театрализованной деятельности.

  1. Определяла цели и задачи.
  2. Подбирала дидактический и игровой материал.
  3. Изучала методическую литературу по данной теме.

На практическом этапе, реализовывала мероприятия проекта, по двум направлениям.

I. Направление «Воспитатель - Дети».

Содержание работы в данном направлении заключалось в проведении различных театрализованных игр и упражнений, цель которых развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Для успешной реализации данного направления разработала тематический план для детей среднего и старшего дошкольного возраста, который представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с детьми.

Для развития коммуникативных способностей в группе создан театральный центр « Театр и дети», который оборудован различными видами кукольного театра.

Систематически меняющаяся предметно-развивающая среда в центре театрального искусства помогла раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.

Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованные игры и упражнения проводили по следующим направлениям:

- постепенный переход от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя;

- от игры в малой группе сверстников, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);

- от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояние героя, их смена.

Работу с детьми мы начали с использования творческих игр и упражнений. Эти игры способствовали пополнению словарного запаса у детей, развитию мелкой моторики, воображения и фантазии, учили детей вести диалог с партнерами.

Для обучения детей средствам выразительности помогали творческие упражнения: (Например: «Спой песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»», «Произнеси с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «помоги», «здравствуй» и др.)». Выполнение таких упражнений приводило к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.

Театральные этюды «Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Утешение» способствовали обогащению передачи образа художественными средствами, учили детей общаться с людьми в различных ситуациях, развивали навыки взаимодействия с партнером.

Накопив определенный опыт в работе над театральными этюдами, мы переходили к импровизированным играм. Игры-импровизации имели огромное значение в решении задач по развитию речи и формированию коммуникативных способностей у детей. Ведь импровизация предполагала сценическую игру, не подготовленную на репетициях: дети представляли себя в роли того или иного сказочного героя и передавали его настроение так, как понимали сами.

Работа над этюдами и играми-импровизациями развивала у детей умение действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение партнера, помогала малоактивным детям влиться в коллектив. В ходе импровизированных игр дети самостоятельно распределяли роли, уточняли развитие сюжета, фантазировали предлагаемые ситуации.

Разыгрывание этюдов также позволило путем наглядности объяснить, как и в каком случае нужно себя вести, чтобы суметь быть принятым в коллективе и противостоять грубости.

2. Направление «Воспитатель - Родители».

Содержание работы в данном направлении заключалось в привлечении внимания родителей к воспитанию ребёнка в семье, развитию коммуникативных способностей.

Приоритетные задачи данного направления следующие:

  1. Создавать в семье благоприятные условия для развития коммуникативных способностей ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;
  2. Повысить уровень педагогической культуры родителей;
  3. Стимулировать к обмену родительским опытом.
  4. Совершенствования собственных умений межличностного общения;
  5. Формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.

Для реализации данного направления, используя разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями,  разработала тематический план, который также представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с родителями.

Работу с родителями строила в соответствии с тематическим планированием. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам организации театрализованной игры для родителей оформила уголок «Давай поиграем», где выставляется наглядная информация, подбирается методическая литература для родителей

Родители участвовали в пополнении уголка с костюмами: делали шапочки животных, шили разнообразные костюмы для девочек.   Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы.

Театрализованные игры родители продолжали и дома с детьми, что способствовало проявлению их коммуникативных способностей.

А в конце года было проведено мероприятие « День открытых дверей», где родители посетили театрализованную игру  и приняли в ней активное участие. Таким образом, внимание родителей привлекли к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных способностей самих взрослых.

На диагностическом этапе, выявляла изменения  в уровне развития коммуникативных способностей, с использованием следующих методов: беседа, тестовые задания, наблюдение.

Анализируя результаты, получила следующие данные, которые представлены в виде гистограммы

В результате работы в рамках проекта «Удивительный мир театра» дети освоили:

  • Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения);
  • Речь детей стала более связной, выразительной, обогатился словарный запас;
  • Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других;
  • У детей появился интерес к театру как к виду искусства.

Кроме того, театрализованные игры позволили раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживались во время выступлений на праздниках в детском саду.

В результате анкетирования родителей было установлено, что значительная часть родителей 69% не знают, как развивать коммуникативные способности ребенка и навыки общения. И только единицы 31 % имеют небольшие представления о том, какую роль играет театральная  игра в развитии коммуникативных способностей ребенка.

После проведенной запланированной работы с родителями изменилось отношение родителей к детям: 84 % родителей стали обдуманно относятся к подбору игр для развития коммуникативных способностей ребенка, активно включаются в совместно деятельность.

Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных способностей у детей происходит наиболее эффективно при реализации таких форм организации педагогической работы, как театрализованные игры.

Наработанный опыт будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Календарь

Кто на сайте?

Сейчас один гость и один зарегистрированный пользователь на сайте

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

Вся информация размещена с согласия субъектов персональных данных (ПД)

© МБДОУ "Детский сад №56" город Зима, 2012-2020