Адаптация ребенка 3-4 лет к детскому саду

Ребенок впервые приходит в детский сад. Его привычный мир изменился, все теперь иначе. Одному ребенку требуется два дня, чтобы разобраться в новой обстановке, другому – несколько месяцев. Как помочь малышу быстрее привыкнуть к дошкольному учреждению? Как сделать переход из дома в садик менее болезненным?

Воспитателю необходимо хорошо знать возрастные особенности ребенка 3-4 лет. Во-первых, в этом возрасте ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Во-вторых, развивается мелкая моторика ребенка. В этом возрасте ребенок не просто чертит линии, а начинает рисовать. Он уже может реализовать в рисунке простейший замысел: солнышко, человечек, шарик и т.д. Малыш может обводить простые фигуры по контуру, закрашивать фигуру. Ему доступны простейшие поделки из пластилина: змейка (червячок), улитка, грибок, тарелочка, шарики.

Также развивается восприятие ребенка. Дети 3-4 лет знают основные цвета, геометрические формы, могут дифференцировать предметы по величине.

Происходит резкий скачок в речевом развитии. По данным исследователей к двум годам активный словарь ребенка насчитывает 250-300 слов, к 3 годам- 800-1000 слов, а в пять лет-2500-3000 слов. Фраза состоит из 3-4 слов, грамматически связанных между собой, но может быть несовершенна по звуковому наполнению.

Ребенок, приходящий в детский сад, должен обладать некоторыми навыками. Режим дня в семье желательно приблизить к режиму дня в саду. Ребёнок должен вставать утром в 6.30-7.30 утра, чтобы в 7-7.45 быть в саду. Соответственно вечером дошкольника нужно уложить уже в 20.30-21.00.

Ребенок должен уметь сам есть, одеваться, раздеваться (если на одежде нет сложных застежек, мелких пуговиц, молний, шнурков). Детей надо учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности: снимать и одевать одежду, складывать, вешать, застегивать пуговицы». Ребенок должен уметь самостоятельно играть, убирать за собой игрушки, самостоятельно ходить в туалет (или проситься), выражать свои мысли чувства и желания вербально.

Самым главным навыком является, конечно, умение взаимодействовать в коллективе. Роль коллектива трудно переоценить. Ребенок должен уметь ждать, уступать, делиться игрушками, выполнять требования воспитателя. Ребенок должен понять, что детей в группе много, и воспитатель не может уделить столько же внимания каждому ребенку в группе, сколько получает ребенок дома (особенно, если ребенок в семье один). Понимая все трудности, связанные с садом, тем не менее, отдавать ребенка в сад необходимо для нормального его развития.

Готовность ребёнка к саду определяется также состоянием его здоровья. Детский коллектив может спровоцировать инфекционные заболевания. Бояться этого не нужно. Ребенку для укрепления его иммунитета необходимо «переболеть». Дети, не посещающие сад, начинают болеть в школьном возрасте, а это сказывается на их успеваемости. Дети, ходившие в сад, имеют некоторую устойчивость к инфекциям.

Немаловажным моментом является психологическая готовность родителей. Родители должны понимать, что переход из дома в сад является для ребенка стрессом. Реакция на стресс может быть различной: плач, капризы, учащение заболеваемости, даже легкие неврологические проявления (тики, запинки в речи, энурез). Родитель должен быть готов к временным трудностям, связанным с началом садовской жизни.

Адаптация к детскому саду в возрасте 3-4 лет длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев. Мы предлагаем Вам, уважаемые родители, соблюдать  ряд правил.

  • Не нервничать самим, не ругать ребенка за слезы и капризы, связанные с садом. Вести себя спокойно и твердо.
  • Не идти на поводу у ребенка. Не пропускать сад, не сидеть дома несколько дней, чтобы ребенок меньше нервничал и меньше плакал. Нерегулярное посещение сада удлиняет процесс привыкания, делает его более болезненным.
  • Ребенок должен быть здоров, чтобы меньше болеть в период адаптации к саду.
  • Желательно соблюдать единые требования к ребенку дома и в саду.
  • Поддерживать контакт с воспитателем, интересоваться успехами ребенка, тем, как прошел его день. Дома желательно читать книги о детском саде, показывать мультфильмы на эту тему. Всячески показывать плюсы пребывания в саду.
  • Объяснять ребенку, что мама заберет его из садика, не оставит там навсегда. Родители должны поддерживать в ребенке уверенность, что он самый лучший, самый любимый, что от него не избавились, отдав в сад. Родители также не должны чувствовать себя виноватыми, что отдали ребенка в сад.

Ну а мы, в свою очередь, также должны проявить терпение и такт в отношении воспитанников. Адаптация ребенка пройдет легче, если воспитатель с самого начала включит ребенка в совместную значимую деятельность. Игра со сверстниками еще не является наиболее значимым видом деятельности, а взаимодействие с взрослым уже важно для малыша. Отвлекаем ребенка, попросив помочь убрать игрушки, накрыть на стол, раздать материал для занятия и т.д. В конце рабочего дня мы стараемся хвалить ребенка за маленькую помощь, какую он оказал, за его самостоятельность. А Вас, уважаемые родители, знакомим с планом совместной деятельности на завтрашний день, какие занятия, досуги будут проведены, как мы заинтересуем ребенка.

Большинство детей с удовольствием играют с взрослым. Организуя игру детей, берем в свою игру более робкого, «домашнего» ребенка, делая его главным в игре. Важно при этом не фиксировать внимание ребенка на его «горе», не утешать, не жалеть чрезмерно. Лучше доброжелательно и уверенно объяснить, что мама поработает и придет за ребенком, что вечером мы все пойдем домой. Воспитатели тоже вечером уходят к себе домой, к своим детям, своей семье. Предлагаем принести любимую игрушку, которая  поможет облегчить привыкание к саду. С ней можно играть, спать, её можно покормить, поиграть.

Если адаптация проходит тяжело, следует забирать ребенка до сна, потом сразу после сна, затем уже в 5-6 часов. Некоторое время разрешаем не есть какую-либо еду, особенно новую, которую не готовят дома. Это этап не должен слишком затянуться, чтобы не стать нормой. Ребенок, даже самый маленький, хорошо умеет манипулировать взрослым человеком. В период адаптации воспитателю важно быть доброжелательным, но твердым, четко объяснять ребенку требования сада: что можно делать, а что нельзя и почему.

В любом случае важно помнить о значении коллектива в воспитании ребенка. Малыш проводит в саду большую часть дня. Он играет, общается, получает различные умения и знания. Детский сад дает систематизированные знания и умения, которые не всегда могут дать родители.

Родители, помните! Ребенку необходимо общество и общение для полноценного развития его личности, основы общения в социуме закладываются у нас, в дошкольном учреждении.

Спутник / аналитика

cnt.sputnik.ru

Календарь

Кто на сайте?

Сейчас на сайте 317 гостей и нет пользователей

Погода

booked.net

Ошибка в тексте?

Система Orphus

Вся информация размещена с согласия субъектов персональных данных (ПД)

© МБДОУ "Детский сад №56" город Зима, 2012-2024