Цель: познакомить родителей с характеристиками психологической готовности ребенка к школе.
На одной из встреч с родителями предложить им, опираясь на таблицу «Психологическая готовность к школьному обучению»*, определить, к какому из трех пунктов готовности можно отнести умение ребенка читать, считать и писать.
Большинство учителей начальных классов обоснованно придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения. Выделим три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:
- желание учиться;
- способность управлять своим поведением;
- способность управлять своими интеллектуальными процессами. Содержание характеристик раскрыто в таблице.
Следует акцентировать внимание родителей на общей личностной подготовке ребенка к школе, а не специальной, связанной с областями знаний, востребованной в начальной школе.
Важную роль следует отводить игровой деятельности. Расскажите родителям, что игровая мотивация побуждает ребенка подчиняться правилам, учитывать позицию партнера, слушать его, формулировать свои мысли так, чтобы они были понятны другим, искать недостающую информацию, овладевать новыми умениями, приобретать адекватную самооценку.
Психологическая готовность к школьному обучению
Характеристики |
Показатели |
Мотивационное развитие ребенка |
1.Познавательная мотивация (непосредственно связана с 2.Социальная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне. 3.Способность адекватно оценивать себя |
Произвольность поведения |
1.Умение детей сознательно подчинять свои действия 2.Умение ориентироваться на заданную систему требований. 3.Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме. 4.Умение самостоятельно выполнять требуемые задания |
Произвольность интеллектуальной сферы |
1.Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира. 2.Уровень интеллектуальных процессов:
3.Обучаемость:
4.Сумма усвоенных знаний. 5.Речевое развитие:
|