Опыт работы по теме: «Театрализованная игра
как средство развития коммуникативных способностей дошкольников»
На августовской конференции педагогических работников.
«Муниципальная система образования: актуальные вопросы развития»
Представила опыт работы
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад №56»
Сергеева Елена Игоревна.
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в настоящее время является темой особо актуальной, так как успешное развитие коммуникативных способностей - это часть социальной компетентности, означающей готовность ребенка и к встрече с новыми социальными ситуациями.
Опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный. И по мере взросления контакты и конфликты со сверстниками становятся для дошкольника все важнее, отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций. Поэтому так важно, чтобы общение дошкольников строилось на позитивных эмоциях, а для этого необходимо должное развитие коммуникативных способностей детей.
Проблема коммуникативных способностей традиционно находится в центре внимания отечественных педагогов. Огромный вклад в изучение общения детей дошкольного возраста внесла работа М.И.Лисиной «Общение, личность и психика ребенка», в которую вошли ее основные работы по проблемам общения, взаимосвязи общения и психического развития, личностного становления ребенка, работа Ю.Б.Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», содержит практические советы по улучшению общения с ребенком.
Развитие коммуникативных способностей могут осуществляться по многим направлениям. Одним из них является коллективная театрализованная деятельность и театрализованные игры. Это значит, что всем детям должны быть предоставлены равные возможности для участия в инсценировке, независимо от способностей.
Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребёнка. Они в полном объеме развивают его эмоциональность и речь, ведь игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная игра позволяет ребёнку преодолевать скованность, стеснительность, замкнутость.
Опираясь на данные исследования и современные требования к дошкольному образованию, мной был разработан долгосрочный педагогический проект «Удивительный мир театра». Данный проект был реализован с детьми среднего дошкольного возраста, в течение 2014 - 2015 учебного года. Реализация проекта позволила сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель проекта: Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через театрализованные игры.
Для реализации намеченной цели определила следующие задачи:
- Формировать коммуникативность ребёнка – умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих, выражения собственных переживаний.
- Развивать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций; умение договариваться; соблюдать очерёдность; устанавливать новые контакты.
- Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру.
Участники проекта.
Дети, семьи воспитанников.
Основными формами организации деятельности в реализации проекта были выбраны:
- Создание центра «Театр и дети»
- Круглый стол для детей и родителей «Давай поиграем»
- Создание картотеки « Театрализованные игры для детей»
- Выставки, фотоальбомы.
Ожидаемый результат:
У детей
- Сформированы навыки взаимодействия и сотрудничества.
- Развита вербальная и невербальная сторона речи.
У родителей
- Повышение компетентности родителей в вопросах организации театрализованной деятельности;
- Проявления интереса к деятельности детей в детском саду.
- Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Реализовывался проект в несколько этапов.
На подготовительном этапе повышала теоретическую профессиональную педагогическую компетенцию по вопросам организации театрализованной деятельности.
- Определяла цели и задачи.
- Подбирала дидактический и игровой материал.
- Изучала методическую литературу по данной теме.
На практическом этапе, реализовывала мероприятия проекта, по двум направлениям.
I. Направление «Воспитатель - Дети».
Содержание работы в данном направлении заключалось в проведении различных театрализованных игр и упражнений, цель которых развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Для успешной реализации данного направления разработала тематический план для детей среднего и старшего дошкольного возраста, который представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с детьми.
Для развития коммуникативных способностей в группе создан театральный центр « Театр и дети», который оборудован различными видами кукольного театра.
Систематически меняющаяся предметно-развивающая среда в центре театрального искусства помогла раскрыть творческий потенциал каждого ребенка.
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованные игры и упражнения проводили по следующим направлениям:
- постепенный переход от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя;
- от игры в малой группе сверстников, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояние героя, их смена.
Работу с детьми мы начали с использования творческих игр и упражнений. Эти игры способствовали пополнению словарного запаса у детей, развитию мелкой моторики, воображения и фантазии, учили детей вести диалог с партнерами.
Для обучения детей средствам выразительности помогали творческие упражнения: (Например: «Спой песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»», «Произнеси с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «помоги», «здравствуй» и др.)». Выполнение таких упражнений приводило к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.
Театральные этюды «Встреча», «Знакомство», «Просьба», «Утешение» способствовали обогащению передачи образа художественными средствами, учили детей общаться с людьми в различных ситуациях, развивали навыки взаимодействия с партнером.
Накопив определенный опыт в работе над театральными этюдами, мы переходили к импровизированным играм. Игры-импровизации имели огромное значение в решении задач по развитию речи и формированию коммуникативных способностей у детей. Ведь импровизация предполагала сценическую игру, не подготовленную на репетициях: дети представляли себя в роли того или иного сказочного героя и передавали его настроение так, как понимали сами.
Работа над этюдами и играми-импровизациями развивала у детей умение действовать в условиях вымысла, общаться, реагировать на поведение партнера, помогала малоактивным детям влиться в коллектив. В ходе импровизированных игр дети самостоятельно распределяли роли, уточняли развитие сюжета, фантазировали предлагаемые ситуации.
Разыгрывание этюдов также позволило путем наглядности объяснить, как и в каком случае нужно себя вести, чтобы суметь быть принятым в коллективе и противостоять грубости.
2. Направление «Воспитатель - Родители».
Содержание работы в данном направлении заключалось в привлечении внимания родителей к воспитанию ребёнка в семье, развитию коммуникативных способностей.
Приоритетные задачи данного направления следующие:
- Создавать в семье благоприятные условия для развития коммуникативных способностей ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду;
- Повысить уровень педагогической культуры родителей;
- Стимулировать к обмену родительским опытом.
- Совершенствования собственных умений межличностного общения;
- Формирования гуманных отношений с детьми в процессе общения и совершенствования умений общения у детей.
Для реализации данного направления, используя разнообразные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, разработала тематический план, который также представляет собой логическую последовательность форм, методов и приемов работы с родителями.
Работу с родителями строила в соответствии с тематическим планированием. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам организации театрализованной игры для родителей оформила уголок «Давай поиграем», где выставляется наглядная информация, подбирается методическая литература для родителей
Родители участвовали в пополнении уголка с костюмами: делали шапочки животных, шили разнообразные костюмы для девочек. Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы.
Театрализованные игры родители продолжали и дома с детьми, что способствовало проявлению их коммуникативных способностей.
А в конце года было проведено мероприятие « День открытых дверей», где родители посетили театрализованную игру и приняли в ней активное участие. Таким образом, внимание родителей привлекли к совместному решению проблемы и совершенствованию коммуникативных способностей самих взрослых.
На диагностическом этапе, выявляла изменения в уровне развития коммуникативных способностей, с использованием следующих методов: беседа, тестовые задания, наблюдение.
Анализируя результаты, получила следующие данные, которые представлены в виде гистограммы
В результате работы в рамках проекта «Удивительный мир театра» дети освоили:
- Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения);
- Речь детей стала более связной, выразительной, обогатился словарный запас;
- Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других;
- У детей появился интерес к театру как к виду искусства.
Кроме того, театрализованные игры позволили раскрыть творческие способности детей, которые ярко прослеживались во время выступлений на праздниках в детском саду.
В результате анкетирования родителей было установлено, что значительная часть родителей 69% не знают, как развивать коммуникативные способности ребенка и навыки общения. И только единицы 31 % имеют небольшие представления о том, какую роль играет театральная игра в развитии коммуникативных способностей ребенка.
После проведенной запланированной работы с родителями изменилось отношение родителей к детям: 84 % родителей стали обдуманно относятся к подбору игр для развития коммуникативных способностей ребенка, активно включаются в совместно деятельность.
Анализируя результаты своей работы, можно сделать вывод, что развитие коммуникативных способностей у детей происходит наиболее эффективно при реализации таких форм организации педагогической работы, как театрализованные игры.
Наработанный опыт будет углубляться, и совершенствоваться в дальнейшем.